К капитанам судов, перевозивших рабов, предъявлялись особые требования. Вот как описывают их авторы статьи «Being Bad by Being Good»:
Капитан должен быть человеком разносторонним. Он должен быть сердцем и душой всей экспедиции, и помимо других качеств, необходимых капитану, уметь вести переговоры о цене на рабов с африканскими купцами и королями, стойко переносить климат Западной Африки, штормы и штили, неизбежные потери во время путешествия. Требуется изощренный ум, чтобы найти общий язык с разношерстным экипажем, который может дезертировать с корабля в любом порту. Капитан невольничьего судна должен быть готовым мужественно и хладнокровно противостоять возможным бунтам рабов.

От квалификации и способностей капитана во многом зависел успех, а значит и доход, всей операции. Задачи, которые получал на поход капитан невольничьего судна, можно оценить, прочитав его контракт с компанией. Так, суммировав все обязанности капитана, приведенные в контракте (Asiento contract of 1667) голландской работорговой компании Middelburgsche Commercie Compagnie (MCC) (приведен в интересной книге Postma, Johannes Menne , The Dutch in the Atlantic Slave Trade, 1600-1815), получим:

Капитан должен:
1) подготовить корабль для плавания к берегам Африки и безотлагательно отплыть туда;
2) закупить рабов высокого качества;
3) не допустить бунта среди рабов;
4) препятствовать злоупотреблениям членов экипажа по отношению к рабам;
5) вместе с доктором следить за здоровьем рабов
6) выжигая клеймо на теле раба, следить, чтобы повреждения его тела при этом были минимальными.

Отметим особую роль, которая при выполнении обязанностей капитана невольничьего судна отводилась корабельному доктору. В известном документе британского парламента, так называемом Акте о работорговле 1788 года (его еще называют по имени инициатора Акт Долбена), который потребовал обязательное присутствие доктора на борту судна для перевозки рабов, содержится норма, позволяющая назначать на должность капитана корабельного доктора. К слову, в Акте введена жесткая норма количества рабов в зависимости от водоизмещения судна: 1,67 человек на тонну для кораблей водоизмещением до 207 тонн и не выше 1 человека на тонну для судов большей грузоподъемности.
Чтобы справиться со всеми трудностями похода, капитан невольничьего судна, как правило, нанимал на борт больше моряков, чем на обычный коммерческий рейс. Так, если типичный торговый корабль, идущий в Вест-Индию (West Indiaman) водоизмещением 250-300 тонн имел , помимо капитана, одного-двух помощников, корабельного плотника или бондаря (купера), кока и 15-20 матросов, то на такой же корабль, назначенный для перевозки рабов, требовалось нанять дополнительно человек 20 для ведения торговых операций на берегу (там, где не было факторий), охраны невольников и содержания их на борту.

Отметим еще одну особенность экипажей невольничьих судов. Это высокая смертность моряков. В восемнадцатом веке она достигала 17,9 процентов, что было существенно выше смертности среди перевозимых на этих кораблях рабов (12,3 процента).