Похвала внутренним постройкам крепости Гёзлёв

     В этой огромной крепости всего 24 михраба. Двенадцать из них — султанские соборные мечети, а остальные — мечети, [построенные на средства] благородных людей. Это не считая квартальных мечетей. Изящных каменных минаретов — 12. А самой прекрасной, высокой и восхитительной является соборная мечеть Бехадыр Герай-хана [1]. В длину и в ширину, от кыбловых дверей [2]
до михраба — 150 шагов. С левой стороны в этой мечети есть отстроенное место, где намаз совершают достопочтенные ханы. Там есть 2 высоких минарета. Один из них разрушен землетрясением. Но на сохранившийся минарет с правой стороны я, недостойный, поднимался. Я пятикратно осмотрел все строения города, их вид и конструкцию. Спускаясь с минарета я насчитал 105 шагов. Действительно, это высокий, отстроенный минарет. Потому что это строение Коджа Мимар Синана-аги ибн Абд ал-Маннана [3] , который построил в Исламбуле [4]
мечеть султана Сулеймана. Поистине, это строение привлекательное и радующее душу. Но [внешний] хaрам [5] у этой мечети маленький, потому что она находится в многолюдном месте города, посреди базара. У этой мечети маленький приход, у нее счастливый султанский жребий. В этом городе нет другой такой мечети, крытой чистым свинцом, светлой, украшенной и благоустроенной. На целый фарсах сверкает свинец ее куполов. Перед ее михрабом — место захоронения султанов, их жен и дочерей.
      Напротив харама, над дорогой расположено замечательное здание светлой бани, подобными которой являются, разве что, баня Дефтердара в Шаме [6] да баня Синание. Вся утварь там чистая, а все банщики расторопные и ловкие красавцы с печатью солнца на лицах, они прислуживают при пожелании и приказе.
      Опять же слева от харама этой мечети над дорогой находится цитадель города. Это прекрасная изящная крепость, безо рва, четырехугольная и выстроенная из камня. Окружность ее составляет целых 300 шагов. Там есть начальник крепости, тюрьма и, кроме складов, больше ничего нет. Внутри — площадь. А на восточной стороне этой цитадели есть прекрасная башня. Она удивительно высокая. Все пушки смотрят в сторону порта.
      Каждую пятницу ага, начальник крепости, украшает зубцы этой крепости флагами и знаменами. После молитвы ворота крепости закрываются. Во внешнюю крепость открываются только железные ворота внутренней крепости. А около нижнего склада оружия есть пушки бал емез, опять же нацеленные в сторону порта, потому что много раз казаки приходили на чайках, захватывали корабли и уходили. Со стороны моря у этой внутренней крепости совсем нет рва, потому что это низенькое песчаное место. Но стороны крепости, выходящие на сушу, окружены вырубленным в скале рвом, который Мухаммед Герай-хан Гази, потратив многочисленные средства только на этот ров, приказал вырыть многим тысячам каменотесов. Это — непосильный для человека труд.
      Далее — мечеть Нуреддин-султана. Это приятная [на вид] мечеть, крытая простой плотно пригнанной черепицей, а минарет ее очень хорошо выстроен и украшен. В мечети этой мы читали [Коран] и совершали поклонение.
      Не считая … квартальных мечетей единобожников, на рынке имеется еще несколько отстроенных и просторных мечетей, среди которых есть достойные стать соборными.
      Восхваление бань — услады души. Всего имеется 5 бань. Во-первых, вышеупомянутая баня Сахиб Герай-хана. Затем — Старая баня. Далее еще 2 бани. Далее — Маленькая баня. Их здания, воздух и вода очень приятны, это радующие сердце светлые бани. Но лучшая из них — ханская баня.
      Обзор ханов для купцов-торговцев. Всего 11 гостиниц для приезжающих торговых людей. Но 3 из ханов — подобны крепостям. Это ханы, у которых, как в крепостях, есть железные ворота, башни и бойницы. Самым превосходным, восхитительным и прочным является хан нашего покойного господина Ислам Герай-хана [7]. Внутри него есть источники живой воды. На своде, что над высоким порогом ворот этого хана, на четырехугольной плите белого мрамора четким почерком написан следующий тарих для входящего:

      Сказал, потрудившись, дату строительства Джеври [8]:
      «Готово!» Хан — отличное пристанище мужей пути.
      год 1062 [9].

      Там есть 245 комнат на верхнем и нижнем этажах. Привратники постоянно охраняют его ворота и на крышах. Они не пропустят в ворота кого попало.
      Затем над дверью прекрасного хана нашего господина Гази Мухаммед Герай-хана, который примыкает к зданию Улу-джами и находится напротив вышеописанного хана, на мраморе написан тарих для входящего:

При доброй вести об [устройстве] этого хана — места остановок,
[Который] основал великий хан Мухаммед-шах Гази,
Упала дата его постройки на язык людской:
Прекрасный хан для остановок!

      Этот тарих вырезан на двери в нижней части стены:

Великий хан — Мухаммед-шах Гази
Построил этот величественный хан.
Сказали хану этот стихотворный тарих:
Высокий красивый хан — прочная твердыня [10].

      И действительно, этот хан — высокий, большой и прочный, как крепость, он находится в цитадели крепости Гёзлёв. Этот дворец для гостей — хан в два этажа, с 280 внутренними и внешними, харемными [11][комнатами] — такой вот отстроенный хан с железными дверями. Кроме него больше нет таких прочных и укрепленных ханов. Но, тем не менее, все они заполнены купцами.
      Известие о медресе ученых. Всего здесь два медресе — пристанищ ученых-толкователей. Но специальных дар-уль-хадис и дар-уль-караа нет. Потому что ученых-мухаддисов и ученых-хафизов Корана нет.
      Сообщение о школах мальчиков, учащих азбуку. Всего имеется 5 мест обучения — школ юношей — частиц печени [12].
      Упоминание о текке дервишей. Всего имеется 3 текке идущих по [мистическому] пути, из рода носящих рубище, мужей затворничества и экстаза. Лучшее из них — текке халифе Ахмеда-эфенди из Колеча, оно благоустроено.
      Рассказ об источниках живой воды. Всего семь источников живой воды, подобной очищающему напитку. Лучший из них в городе — источник Ислам Герай-хана, находящийся на рынке, что в самом центре города. Это большой источник под куполом. Его тарих:

Великий хан — светило — Ислам Герай —
Газий в войске газавата.
Джеври сказал тарих этого здания:
Прекрасный родник — источник жизни [13].
год 1061 [14].

      Воды этих источников лошади вытягивают из колодцев, что находятся за 4 часа езды от ворот Ат-капу. Прекрасные мастера провели воду в город, и [воды] текут из вышеуказанных источников в ханы, мечети и бани, и все богачи и нищие, и прочие Божии твари пьют, вспоминая шехидов Кербельской степи [15]. Эти удивительные и странные колодцы с водяными колесами — интересное зрелище. Благодаря крупным пожертвованиям все городские источники находятся под бдительным надзором, и нет возможности их порчи и ущерба.
      О придорожных источниках для жаждущих. Всего 20 придорожных источников — мест [блаженства] души. Многие благодетели устроили источники в разных местах, и жаждущий народ, с Божьего согласия, утоляет жажду.
      О хане для одиноких иноземцев. Всего имеется 6 гостиниц для холостяков. Они — мужи мастерства, люди искусные, производят различные вещи. В основном — шапочки под тюрбан, обувь и другой товар. Эти комнаты для холостяков, добывающих себе средства к жизни таким образом. Здесь есть привратники.
      О рынке, базаре и безестане. Всего внутри и вне Гёзлёва 670 лавок. Чего ни пожелаешь из бесценных товаров, парчи или шелка, со всех семи климатов [16]
— все это можно найти здесь. Но выложенного из камня безестана под крытыми свинцом куполами нет.
      Восхваление цвета лиц стариков и молодцов. Лица людей в основном румяные.
      Восхваление качеств влюбленных и возлюбленных. Встречаются татарские возлюбленные гулямы и миловидные девушки. Цвет их лиц по большей части бледный.
      Об именах благородных людей. Омер-аталык, Алт-мирза, Гамар Ака-бай, Салтык-аталык, Сунди-бай, Кельген-бай.
      Об искусных ученых-врачах. В этой стране больные встречаются редко, но поскольку это большой город, здесь есть мудрые мастера — Алиша-мирза и Давуд Сар-ата.
      Сообщение о мастерах-хирургах. Теперь в этих странах нет недостатка в битвах и сражениях. Но нет мастеров-хирургов лучше, чем хирурги венгерских кровей.
      Хвала шейхам, аскетам и отшельникам. Здесь много имамов, хатипов, шейхов, предсказателей, набожных аскетов и отшельников, мужей мистического пути и экстаза.
      Глава о прекрасном вечном воздухе. Когда почтенный Мухаммед Герай-хан приказал выкопать вокруг этой крепости ров, в одной из ям нашли большой бронзовый сосуд. Этот сосуд каким-то образом разбили, и из него вытекли три вида воды, не смешивавшихся друг с другом. Одна из них была желтого цвета, вторая — зеленого, третья — желто-зеленого цвета. В тот же час людей, которые разбили этот сосуд, охватила лихорадка, одного разбила чума, а один погиб от [укуса -?] мухи. «С того дня воздух нашего города стал плохим, народ стал болеть чумой, а на базарах и рынках появилось множество черных мух,» — так жаловались мне жители той страны. Наверное, в прежние времена в этом городе совсем не было ни лихорадки, ни чумы, ни черных мух. Да отведет все это Не Имеющий Равных Бог и впредь.
      Общий свод сведений о городе Гёзлёв. Во-первых, эта крепость, в отличие от других крепостей, не имеет двойных или тройных стен. Стены здесь одинарные. Но эта крепость имеет 40 аршинов в высоту и 4 аршина в ширину, и геометрически выверенные зубцы и бойницы. Она расположена на мысе озера и [защищена] от морских штормов со стороны кыблы, с востока и северо-востока. За воротами Одун-капу, между морем и заливом, есть полоса земли. В трех часах езды по ней находится озеро, из которого вылавливают разнообразных рыб. Это — владение эмина.
      Описание управителей Гёзлёва. Самый главный из управителей — эмин мюльков Ахмед-ага. Там есть также начальник крепости и 300 слуг. Оклад за службу они получают от таможни. Имеются правитель шариатский, шейх-уль-ислам улемов и накиб-уль-ашраф, благородные люди и кадий с доходом в 150 акче. [Все они получают доходы] с окрестностей, которые составляют 110 деревень, подобных касаба. Кетхуды сипахиев и сердара янычар нет. Потому что это — татарская земля. Здесь сипахиев и янычар ни в грош не ставят. Рабы хана — это карачи.
      Осмотрев этот город и получив у городского эмина по ханскому высокопочетному указу 200 курушей и платье, [следует]

1 Бехадыр Герай — крымский хан 1637-1641 гг.
2 Кыбловые двери — центральный вход в мечеть. Кыбловые двери являются михрабом для непоместившихся в мечети прихожан, молящихся во внешнем хараме (см. прим. 74).
3 Коджа Мимар Синан ибн Абд ал-Маннан — знаменитый турецкий архитектор (1498-1578 гг.).
4 Исламбул — Стамбул.
5 Внешний харам — огороженная площадка вокруг мечети, где располагаются не поместившиеся в храме прихожане.
6 Шам — Сирия.
7Ислам Герай — крымский хан 1644-1654 гг.
8Джеври — псевдоним поэта Ибрахима Челеби, с которым был дружен Ислам Герай-хан.
91062 г.Х. = 1651/52 г.
10Тарих дает дату 1043 г.Х. (1633/34), когда в Крыму правил Джанибек Герай-хан. Вероятно, хан был построен в 1067 г.Х. (1656/57), так как эта дата получается при несложном изменении в тарихе. 
11Харемные комнаты предназначались для путешествующих с семьей.
12В ближневосточной литературной традиции печень играет роль средоточия духовности человека (ср. «сердце» в европейской литературе).
13Турецкий издатель «Книги путешествия Эвлии Челеби» Килисели Рифат нашел в диване Джеври следующий тарих:
Великий хан — светило — Ислам Герай,
Газий — лев газавата,
Посмотрел на Гёзлёв взором милосердия,
И построил этот источник сей муж благодеяний,
Прекрасный источник и чистый.
Его вода и камни — [подобны тем, что] в райских источниках.
Сказал дату его построения Джеври:
Прекрасный родник — источник жизни.
141061 г.Х. = 1650/51 г.
15Шехиды Кербельской степи — сын халифа Али Хуссейн и его сподвижники, перед мученической смертью страдавшие от жажды около г.Кербела, в совр. Ираке.
16По представлениям средневековых мусульманских географов земля делилась на семь поясов — «климатов», расположенных с севера на юг.