Когда речь заходит о пиратах и корсарах,
наше воображение обычно рисует колоритные образы Билли Бонса, Долговязого Джона Сильвера или капитана Блада, размахивающих пистолетами и абордажными саблями
где-то там, в «флибустьерском дальнем синем море». Знакомство с многочисленными
публикациями по истории пиратства также способствует формированию у читателей
стереотипного представления о том, что морской разбой – это явление,
характерное для каких угодно регионов планеты, только не для нашего. На самом
деле в черноморском регионе с древнейших времен существовал не менее мощный
очаг пиратства и каперства, чем, к примеру, в Средиземном море, Вест-Индии,
на Балтике или в водах Малайского архипелага.
Из сочинений античных авторов известно о пиратских «подвигах» древних греков,
проникших в бассейн Черного моря в VII в. до н.э., и конкурировавших с ними
фракийцев, тавров, скифов, ахейцев, зигов (черкесов) и гениохов (абхазов). В
III в. н.э. весь азово-черноморский регион находился во власти пиратствовавших
готских племен — боранов, герулов, остготов, — флотилии которых нарушили
традиционные торговые связи и совершенно подорвали экономическую базу
Боспорского царства.
В средние века на Черном море активно разбойничали славяне, варяги, византийцы,
генуэзцы, венецианцы, пизанцы, турки и даже бургундцы. Именно в эту эпоху
наряду с классическим пиратством широкое распространение получило корсарство,
или каперство – разновидность торговой войны на море, осуществлявшейся частными
лицами с разрешения официальных властей (такое разрешение обычно оформлялось в виде
корсарского свидетельства, или каперской грамоты).
Греческий хронист Иоанн Лазаропул в «Синопсисе чудес св. Евгения» поведал
историю о том, как в 1223 г.
турецкий корсар из Синопа Этум-Раис (Хатум-Раис) захватил и ограбил шедшее из
Херсонеса в Трапезунд судно, перевозившее в метрополию богатый груз –
государственный налог с заморских провинций Великих Комнинов (по данным
Мухаммада ал-Хамави, этот захват произошел в 1225 г.). Среди пленных
греков оказался высокопоставленный чиновник Алексей Пактиар. Указанная
пиратская акция привела к крупномасштабной греко-сельджукской войне. Корсары из
Трапезунда выступили против синопского наместника сельджуков, высадились в
Карусе и, атаковав оттуда Синоп, сумели вернуть захваченный корабль, пленников
и все деньги. Из сообщения Лазаропула явствует, что Этум-Раис совершил также
набег на Херсонес, опустошив окрестности города.
О борьбе византийцев с генуэзскими корсарами, разбойничавшими на Черном море в
том же XIII в., сообщает византийский историк Никифор Григора:
«Некоторые из племени генуэзцев построили две триеры, чтобы
заниматься морским разбоем, и, тайно прошедши византийский пролив [Босфор],
вышли в Эвксинский Понт [Черное море], не отдав царю чести по принятому обычаю.
Царь нашел нужным не оставить этот поступок без наказания.
Взяв значительное число триер и один большой корабль, он становится у замка
Иера в ожидании появления пиратов, чтобы эти дерзкие и негодные люди не
ускользнули невредимо… В скором времени сверху понесся сильный борей, и на море
показался пиратский корабль со множеством вооруженных людей, словно город,
скользящий по волнам…
Когда же неприятельский корабль приблизился, то и царский распустил свои паруса
и начал тревожить его то с боков, то с кормы, преследуя упорно… Таким образом,
большую часть дня та и другая сторона крепко боролись, подвигаясь от устья
пролива. Сначала перевес, казалось, был на стороне латинян (генуэзцев, — В.Г.),
но потом ветер встретил себе препятствие в парусах царского корабля, который
непрерывно и ровно плыл вперед… Вот уже один ромей (византиец, — В.Г.) прыгнул
внутрь неприятельского корабля, за ним другой, за другим третий и т.д., пока не
овладели кораблем окончательно, после чего вывели оттуда тех из неприятелей,
которые были еще живы, — одних раненными, а других связанными. Это был второй
урок заботливости царя о подданных и решительности. Он привел латинян в
величайший страх и заставил на долгое время отложить дерзость, бросить
неуместную спесь и вести себя скромнее».
Во время генуэзско-венецианской войны 1294-1299 гг. корсары из Венеции
попытались перерезать генуэзские торговые коммуникации на Черном и Азовском
морях. В 1296 г.
венецианская эскадра под командованием Дж. Соранцо напала на главную базу
генуэзцев в Крыму — город Кафу (совр. Феодосия). Венецианцы сожгли стоявший в
гавани генуэзский флот и разрушили многие здания в самом городе. Но их попытка
удержать Кафу в своих руках не удалась из-за противодействия крымского хана.
После ухода венецианцев город снова стал столицей генуэзских колониальных
владений в бассейне Черного моря.
В первой четверти XIV в. настоящую пиратскую войну против итальянских торговых
судов вел эмир Синопа Гази Челеби. Дважды, в 1313 и 1314 гг., он нападал на
Кафу и грабил генуэзские корабли. В 1323 или 1324 г. он предательски
захватил несколько генуэзских галер и вырезал их экипажи — около 1500 человек.
К 1340 г.
синопская корсарская эскадра насчитывала уже 12 галер и судов иных типов. В это
время из Генуи в Кафу прибыли 7 больших торговых галер под командованием
старого морского волка Симоне ди Кварто. По инициативе кафских купцов,
страдавших от пиратских действий турок, эти галеры были вооружены, а их экипажи
усилены местными ополченцами. Кроме того, для проведения антипиратской
экспедиции негоцианты Кафы выделили еще 13 генуэзских и венецианских судов.
Снявшись с якорей, флотилия Симоне ди Кварто вышла в открытое море. В хронике
того времени записано: «Встретив самого Ялаба, начальника Синопского, и не
слушая его льстивых обещаний, он истребил весь флот его, а десять судов привел
в Кафу, где честно раздал принадлежащее венецианцам и своим, чем приобрел
великие похвалы себе и Кафе». Морское соперничество между итальянцами и турками
не ослабевало и в последующие годы. Так, в 1346 г. генуэзский флот
совершил неожиданный набег на Синоп и опустошил прибрежные районы эмирата.
6 августа 1350 г.
войну Генуе объявил венецианский Сенат. Она началась с отправки флота из 35
галер под командованием Марко Рудзини в Эгейское, Мраморное и Черное моря.
Блокировав подходы к Босфору, венецианские корабли захватывали генуэзские
триеры, шедшие из Азовского моря, Кафы и Херсонеса. В начале 1352 г. венецианские корсары
атаковали и сожгли генуэзские суда, стоявшие на рейде Трапезунда.
13 февраля того же года в водах Босфора разыгралось кровопролитное морское
сражение между генуэзской и византийско-венецианской эскадрами. Победа
досталась генуэзцам. «Эти генуэзцы… хотели господствовать над всем морем, —
писал Никифор Григора. – И прежде всего они захватили Эвксинский Понт по
причине идущей оттуда наживы, но не только византийцам повелели они… отказаться
от плавания к Меотиде [Азовскому морю] и Танаису [Дону], а также к Херсону и к
прибрежным областям скифов по ту сторону Истра [Днестра]… но и сдерживали там
торговлю венецианцев, заботясь о том, чтобы, закрыв пролив Понта [Босфор]
многочисленными триерами, установить в святилище Сараписа тираническую и
насильственную пошлину, если бы кто-нибудь захотел войти в Эвксинский Понт или
выйти из него».
В 1361 г.
восстановленный корсарский флот Синопа совершил новое нападение на Кафу,
причинив генуэзским купцам значительный материальный ущерб. Чтобы отомстить
туркам, генуэзцы снарядили в Кафе и Пере боевые галеры и, настигнув синопскую
эскадру, нанесли ей сокрушительное поражение.
В 1374 г.
любопытную пиратскую экспедицию предпринял генуэзец Лючино Тариго, проживавший
в Кафе. Собрав отряд авантюристов, он с одной вооруженной фустой прошел
Керченским проливом в Азовское море, затем поднялся по Дону до волока,
соединявшего Дон с Волгой, и стал спускаться по ней к Каспийскому морю, грабя
все встречные торговые суда. Обратно отряд Тариго пробирался преимущественно
степью, а не водным путем. Часть богатой добычи у итальянцев кто-то отбил, но
кое-что Тариго все же умудрился привезти в Кафу. Описание этой удивительной
экспедиции содержится в «Дневнике Антония», хранящейся в Публичной библиотеке
Генуи.
Из генуэзских документов середины XV в. известно, что в 1437 г. в трапезундском
порту Ло Вати был ограблен большой торговой корабль с рабами и ценным грузом,
принадлежавшим Филиппе ди Мелоде. Патроном корабля был купец из Кафы Мервальдо
Спинола. В одной из петиций читаем: «Джероламо ди Негро, посланный
трапезундским императором с вооруженными галеей и наветой, неожиданно и
по-пиратски напал на наву и захватил ее и самого Мервальдо Спинола со всеми
товарами. Товары были разгружены, а Мервальдо Спинола брошен в карцер, корабль
же его находился во власти императора или его доверенных лиц. Затем,
натолкнувшись на скалу, он разбился и затонул. Узнав об этом насилии, Филиппе
ди Мелоде обратился к консулу Каффы и добился от него, чтобы императору были
написаны письма с требованием восстановления правосудия. Филиппе отправился в
Трапезунд и представил императору эти письма, однако тот их не прочитал…».
Чтобы возместить убытки от потери корабля и груза, его владельцы подали дожу и
Совету старейшин Генуи петицию, в которой просили предоставить им корсарский
патент для действий «против императора и его подданных на море и суше».
Весьма неординарное событие произошло в 1444 г. Через проливы Дарданеллы и Босфор в Черное море проникли корсарские корабли герцога Бургундского.
Кораблями командовали Валеран Ваврэн и Джакомо Билья, общее руководство
экспедицией осуществлял рыцарь Жоффруа де Туаси. В 1445 г. бургундцы совершили
пиратский налет на Вати (совр. Батуми), но были разбиты; Жоффруа де Туаси стал
пленником князя Гурии и был отпущен на свободу лишь по настоянию трапезундского
императора Иоанна IV. Значительный урон бургундской флотилии нанесли и генуэзцы
Кафы. В 1450 г.
Ваврэн и Билья требовали от дожа и Совета старейшин Генуи «компенсировать
ущерб, нанесенный им в Кафе во время экспедиции их флота в Черное море».
Когда в 1453 г.
турки во главе с султаном Мехмедом II штурмом овладели столицей Византийской
империи – Константинополем, господство генуэзцев в Черном море стало
сомнительным. 11 июля 1454 г.
турецкий флот в составе 56 кораблей прибыл на рейд Кафы. Десант, высаженный с
галер на берег, дважды пытался овладеть городом, но, потеряв около двадцати
человек, турки вынуждены были ретироваться. В январе 1455 г. из Генуи в Кафу было
отправлено два корабля с солдатами и орудием, однако в проливе Босфор они были
перехвачены турками. В апреле Генуя отправила в Черное море еще два корабля с
военным снаряжением и солдатами. Турецкая артиллерия, установленная на берегах
Босфора, обстреляла эти корабли; один из них был потоплен, другому удалось
прорваться в Кафу. В том же году генуэзцы Кафы ограбили синопское судно с
грузом меди, а в 1456 г.
– турецкий корабль, везший шелк из Трапезунда. Разгоревшаяся война между Кафой
и Синопом сопровождалась ожесточенными морскими сражениями 1457-1459 гг. и
закончилась в сентябре 1459 г.,
когда в Синоп был направлен Лауро Спинола для заключения мирного договора.
Господство генуэзцев в Черном море было окончательно сломлено в 1475 г.; огромный турецкий
флот захватил сначала Кафу, а затем и другие генуэзские опорные пункты в Крыму.
Черное море превратилось во «внутреннее озеро» Османской империи. Впрочем, как
оказалось, на весьма скромный промежуток времени. С конца XV в. морскому
могуществу турок в черноморском регионе бросили вызов украинские и российские
флибустьеры – казачьи ватаги с Запорожья и Дона. Но их морские операции – тема
отдельного разговора.