Пираты у берегов Евпатории. 

История пиратства, корсарства и каперства, в морях Юго-Восточной Европы в течение XVI–XIX веков сегодня остаётся мало изученной темой, в отличие от хорошо изученных историками документов о пиратстве в других регионах планеты – Средиземном море, Карибском море, Индийском и Тихом океанах.

Большую часть сведений о пиратстве мы получаем, в первую очередь, из научно-популярной и художественной литературы, где описана внешняя сторона пиратства. В художественной литературе и фильмах пиратская жизнь окрашена романтизмом, приключениями, приукрашена успехами в поисках сокровищ, пушечной стрельбой, абордажными боями…

В документах XVI–XIX веков есть сведения о пиратах в Адриатическом, Эгейском, Чёрном и Азовском морях. Исследователи исторических документов, анализируя полученную информацию, находят определённые закономерности возникновения пиратства, корсарства и каперства на Чёрном и Азовском море, на Адриатическом и Эгейском морях.

В исторических документах, относящихся к позднему средневековью , начиная с XVI века, и до начала нового времени — XIX века — исследователи обнаружили свидетельства противостояния между христианским и исламским мирами на морских просторах.

Возможно, в научно-исследовательской литературе появятся фундаментальные исследования исторических документов и материалов отечественных и зарубежных архивов, и посвященной истории пиратства на Чёрном и Азовском морях.

В Государственном архиве Республики Крым, в фонде № 26 – «Канцелярия Таврического губернатора», находится интересное дело, содержащее материал из истории пиратства на Черном море в начале ХІХ века.

Согласно материалам этого дела, из Константинополя в Крым в начале августа 1814 г. вышло купеческое турецкое судно «Инбриге» под командованием турецкого шкипера Ибрагима Карагулле. На борту турецкого корабля находилась команда из 12 матросов греков, 1 турка и 1 пассажира-грека. На пути к крымскому побережью, четверо матросов-греков решили завладеть судном «Инбриге» и богатыми товарами, отправив за борт двух турок-«басурман». Матрос-турок был убит, но капитан судна «Инбриге», получив несколько огнестрельных ранений, закрылся в каюте и продолжал отстреливаться от нападавших матросов-греков.

Стрельбу услышали на российском крейсере, патрулировавшем у крымского побережья. Российский крейсер, под командованием молодого лейтенанта Патикиоти, приблизился к торговому судну «Инбриге», и приказал его команде следовать за крейсером в порт Евпатории. В карантинной гавани Евпаторийского порта капитан захваченного судна Ибрагим Карагулле, вышел из каюты и разоблачил сговор четырёх матросов-греков, которых тут же арестовали за убийство и попытку захвата корабля.

Четверо взятых под стражу матросов-греков в течении месяца находились в Евпатории, пока шда переписка между военным и гражданским ведомством Новороссии, турецким правительством, через российского консульство в Константинополе, а также командованием Черноморского флота, и Евпаторийской городской полицией.

В конце концов, четверых матросов-греков отправили под конвоем в Константинополь. Последующая их судьба не известна, никаких сведений о них в материалах дела нет. Скорее всего, матросов-греков казнили в османской столице, так поступали с ворами и убийцами в Турции в ХІХ веке.

Из документов Государственного архива Республики Крым по истории пиратства на Черном море. Документ: «О греках, которые во время плавания из Константинополя, неподалеку от Евпаторийского побережья, совершили смертельное убийство одного из турок, а другого ранили, с целью завладеть судном 7.09. – 16.11.1814 года.