Славяне еще задолго до образования Киевского
государства строили суда и использовали их для торговли и военных походов и
были известны Риму и Византии как воинственный, храбрый и свободолюбивый
великий народ под именем антов (рассеян). Византийцы высоко ценили их военное
искусство и считали славян опасным противником. Истории хорошо известны
плавания и походы южных и восточных славян еще в IV — VII вв., когда флотилии
славянских моноксилов (судов-однодеревок) появились в Мраморном, Эгейском,
Средиземном и Черном морях. Уже тогда Черное море арабы называли Русским морем.
Славяне в целях самозащиты с моря осаждали Царьград и другие города,
действовали на берегах Малой Азии, в Эпире. Славянский флот в 610 г.. осаждал Солунь, в 623 г. вел боевые действия
против острова Крит, в 626 г.
против Константинополя. Славяне, являясь потомками и преемниками
древнепричерноморского мира, в IV — VII вв. достигли высокого уровня развития
материальной и духовной культуры, общественного строя и политической жизни.
Именно с этим и связывается выход славян на просторы морей. Наиболее активные
действия славян на море происходили в период складывания дофеодальных
государств у восточных славян и борьбы их против колонизаторской деятельности
Византийской империи. На берегах рек Днепра, Буга и Днестра возникали и
расцветали древние славянские города, в которых сосредотачивались ремесленное
производство и торговля. Раннее освоение русскими выработки железа и изделий из
него (оружие, сошники, топоры и др.) и крупный лес, которым была покрыта
большая часть территории, способствовали постройке судов-однодеревок. В истории
русского народа реки имели большое значение; они были удобными путями
сообщения, способствовали развитию рыбного промысла и кораблестроения. Они
помогли русским стать предприимчивыми мореходцами и способствовали объединению
славянских племен в великий русский народ в их борьбе с иноземными
захватчиками. Племена, осевшие у верховьев рек, осваивали их устья. Речное
судоходство было перенесено сначала на взморье, а затем и в открытое море. На
протяжении нескольких столетий славяне, ведя борьбу с Византийской империей,
пользовались морским путем для торговли, передвижения и нападения. Византия,
высоко оценивая их воинскую доблесть, знание военного и морского дела,
привлекала славян к себе на службу и поручала им высокие должности не только в
армии, но и на флоте, а также неоднократно заключала военные союзы со славянами
против соседних государств. Англичане, фальсифицировавшие в своих «ученых
трудах» историю русского флота, должны были признать, что русский флот имеет в
действительности большие права на древность, чем флот английский. Они писали,
что русские еще до появления первых британских кораблей на своих судах
сражались в отчаянных морских боях и «первейшими моряками того времени были
они, русские». Флот восточных славян и флот Киевской Руси, несомненно,
использовал, применив к своим условиям, навыки мореходства и кораблестроения
античного периода.
В VII — IX вв. н. э. восточно-славянские племена населяли громадное
пространство в бассейнах рек Днепра, Западной Двины, Волхова, Оки и Днестра,
доходя до устьев Дуная. Особенно большое значение имел Днепр, верховье которого
близко подходит к бассейну Западной Двины и к озеру Ильмень с рекой Волхов, т.
е. к двум главным артериям, сообщающимся с Балтийским морем; притоки Днепра
соединяли Приднепровье с бассейном Волги и Дона с востока, а на западе — с
бассейнами Вислы и Днестра. Днепр с отдаленных времен являлся естественной
коммуникацией для внутренних и внешних торговых сношений. Эти торговые
отношения поддерживались посредством греческих колоний — Ольвии у лимана реки
Буг, Херсонеса на юго-западном берегу Крыма, Пантикапеи (ныне Керчь) и других.
По Днепру шел водный путь из Балтийского моря — по Неве, Ладожскому озеру,
Волхову, озеру Ильмень и реке Ловать, затем волоком суда переправлялись в
Днепр, а оттуда в Черное море. На этом пути возникли два крупных торговых
города — Новгород на севере и Киев на юге, которые и сделались центрами русской
государственности.
Предпосылки создания Киевского государства начали накапливаться за много
столетий до IX в., когда Киевское государство достигло значительного
могущества.
Новгород, а затем и Псков с XI в. вели торговлю с Ганзейским союзом и имели
суда, плававшие по Балтийскому морю, о чем свидетельствуют древние былины (например,
о торговом госте Садко), упоминая о «буссах-кораблях».
Лодья представляла собой довольно большое судно, на котором размещались 40 и
более человек. Для увеличения вместимости к долбленому из целого дерева корпусу
по бокам наращивались борта из досок. Суда с дощатой обшивкой называли
набойнами, суда с обшивкой вгладь — насадами. Лодь несла большой холщевый
парус, богато орнаментированный. Гребцы укрывались от солнца под навесом.
Новгородская ладья
Киевские князья, по свидетельству византийских
летописцев, как и древние славяне, продолжали строить моноксилы, т. е.
суда-однодеревки, представлявшие собой ладьи, выдолбленные из крупного ствола
липы или дуба с прибитыми к нему досками для образования надводного борта Эти
ладьи, длиною не превышавшие 20
м, были достаточно широки, высокобортны и могли вмещать
до 40 человек. На этих ладьях русские спускались по Днепру до порогов, миновали
их волоком, выходили в Черное море и затем под веслами и парусами направлялись
к греческим колониям или вдоль черноморского побережья до Византии. Славяне
строили и более совершенные суда: наборные ладьи — морские — из досок с
поперечными ребрами. Киевские князья и новгородцы имели покрытые ладьи, с
палубой для защиты гребцов и воинов от поражения. Эти ладьи были крупными
мореходными судами с парусным вооружением, которое широко использовалось
русскими в дальних морских походах.
Стремление Византийской империи подчинить себе Киевскую Русь и несоблюдение
Византией условий торговых и военных договоров влекли за собой походы киевских
князей на Византию.
В 867 г.
в походе под предводительством киевского князя Аскольда было до 200 судов, а в
каждом судне помещалось 40 человек. По данным рурской летописи, подтверждаемой
историческими документами других народов, в том числе и самой Византии,
киевский князь Олег дважды ходил походом на Царьград.
Одержав победу, он заключил в 911
г. выгодный торговый договор с Византией, захватил
богатые трофеи и в знак победы прибил свой щит на воротах Царьграда.
В 941 г.
при походе князя Игоря на Византию русским пришлось столкнуться с «греческим
огнем». Большая часть судов флота Игоря была сожжена. Летописец (по
Лаврентьевскому списку) так говорит об этом: «Русь же, видяще пламень,
вметахуся в воду морскую, хотяще убрести и тако прочий возвратищася во-свояси».
Современник Игоря — греческий император Константин Багрянородный — пишет в
своем исследовании, что суда россов строились в зимнее время племенами кривичей
или лучан (на севере России) и по вскрытии Днепра доставлялись в Киев, где
продавались князьям. Флот собирался и вооружался у Витичева (на правом берегу
Днепра, ниже Киева), откуда и шел на юг.
Позднейшие походы князей Святослава на Дунай и Византию (970 г.) и Владимира на
Корсунь (990 г.),
причем у последнего число судов доходило до 350, свидетельствуют о том, что и в
этот период своей истории русские продолжали строить суда.
Летописи указывают, что князь Изяслав в 1151 г. построил боевой палубный корабль.
Гребцы на нем были укрыты под палубой, а воины находились на специальном
помосте. В корме и в носу этого корабля были рулевые весла.
Можно отметить, что старые способы постройки судов дошли и до позднейших
времен. В XVI и XVII вв. запорожцы боролись с турками на берегах Черного моря,
так же, как древние славяне с Византией. По свидетельству современника,
казацкие чайки («дубы») вмещали 50-60 человек с вооружением, имели длину около 20 м, ширину около 4 м и такую же высоту. Суда не
имели киля, в основании было выдолбленное бревно, с боков обшивались досками
шириною 0,3 м
во всю высоту борта. Они осмаливались снаружи и внутри, а поверх борта
обносились толстым поясом, сплетенным из камыша, предохранявшим ладью от
потопления при заливании водой, а людей от поражения. С каждого борта было по
10-15 весел; суда имели мачту с одним косым парусом, два руля для лучшего
маневрирования и были вооружены 4-6 фальконетами.