Первое применение корабельной артиллерии зафиксировано в 1340 году.  

С середины XV века пушки начинают стрелять чугунными ядрами, а также раскаленными ядрами для поджога кораблей противника.

Первые пушки делали наборными из полос кованной меди или железа (по типу бочонков), но постепенно на смену таким орудиям пришли литые чугунные и бронзовые.
Вместо привычной пороховой смеси из древесного угля селитры и серы (в качестве выталкивающего заряда), имевшей ряд неудобств в использовании и существенный недостаток в виде гигроскопичности, в XVI входит в обращение зернистый порох.

Орудия начинают классифицировать в зависимости от отношения их длины ствола к калибру: в порядке увеличения — мортиры, гаубицы, пушки, кулеврины. Появились и основные типы боеприпасов: чугунные ядра, разрывные, зажигательные, картечь. 

К XVII веку повсеместно используются станки с колесами (лафеты) для удобства перезарядки, винград для ограничения отката, ряд специальных принадлежностей и приспособлений. Начинается введение прицельной стрельбы, а также развивается баллистика.

Основной целью корабельной артиллерии, все так же, является поражение экипажа противника, и вся тактика морского боя сводится к производству удачного залпа. 

В XVIII веке вновь улучшается порох, заряд орудия производится в картузах и патронах, появляются кремниевые замки-воспламенители. В результате повышается скорострельность. Появляются книппели, разрывные бомбы. 
Заряжали пушки с дульной части:вводили в канал ствола специальные пакеты с пороховым зарядом- так называемые картузы,


затем туда же помещали снаряд — ядро, картечь или еще что-то.

Через запальную трубку поджигали пороховой заряд.

газы, выделяющиеся при горении расширялись и выталкивали снаряд.

Однако, пороховые газы расширяются одинаково во все стороны.
И с равной силой давят и на снаряд и на стенки ствола.
И когда снаряд летел в сторону противника, само орудие летело в противоположную сторону — внутрь корабля.
Происходил так называемый откат орудия.

Противооткатных устройств, которыми оснащено большинство современных артиллерийских систем еще не было.
Потому откат орудия ограничивали мощным тросом — брюком, который крепился к винграду пушки и к мощным рымам в борту.
Брюк делали из вантового каната . Длину брюка выбирали такой, чтобы орудие полностью могло войти в корпус корабля, т.е. порядка 2,5 длин пушки.

Откат облегчал жизнь канонирам, поскольку для заряжания им не было необходимости втягивать орудие внутрь корпуса.
 Если же таковая необходимость возникала, пушку откатывали от порта при помощи откатных (задних талей).

Накат орудия в порт, поворот его вместе с лафетом для заряжания или наводки выполнялось с помощью пушечных или боковых талей.
Эти тали основывали на двух блоках, один из которых — двухшкивный крепили гаком к рыму на борту, а второй — одношкивный — к рыму на лафете. Тали стояли с обих боков лафета.Талрепы пушечных талей были от 1 до 2,5 дюймов толщины.

Штатная команда 32-фунтового орудия состояла из 14 человек и каждый выполнял свою функцию ( только «капитанов орудия» было 2 — один (Gun Captain) руководил перезарядой и производством выстрела , второй (Second Captain) руководил наводкой и ), при этом только на боковых ( пушечных, прикатных талях) работало по 3 с каждой стороны канонира…

Всю команду постоянно тренировали, добиваясь слаженности и взаимопомощи…В принципе, огонь мог вести и один человек, но продолжительность изготовки орудия очень удлинялась…

Четырех-фунтовая корабельная пушка была относительно небольшой — в длину ствол составлял чуть более полутора метров при весе в пол-тонны. Пушка стреляла 4-фунтовыми ядрами (1,8 кг) диаметром примерно 8,9 см.
Для ее обслуживания было достаточно 2-4 человек.