Из воспоминаний русских участников блокады города Евпатории в период Крымской (Восточной) войны можно получить более подробные сведения…
Так из стоящих на Евпаторийском рейде судов, во время бури выброшено было на берег от кургана Кара-Тебе-Оба ( район ж.д. станций «Платформа техникум» и «Прибрежное» до д. Аирчи ( село Витино ) 17 судов: из них линейных кораблей 2 (французский 100 пушечный «Генрих IV» и турецкий 90 пушечный «Пеики-Мессерет»), паровых корветов в 300 сил 2 ( в числе их французский «Плутон»), паровая винтовая шхуна в 100 сил одна, казённый транспорт № 33 — один, купеческих судов больших 4 и малых 5, причем 5 из них британские.
Десять из показанных судов претерпели крушения у мыса Кара-Тебе, на западном берегу Крыма ( район Нового пляжа и пересыпи ).
Более подробно, из письменных источников, мы можем проследить судьбу нескольких из них:
Французский линейный корабль «Генрих IV» (Henri IV) — 100 пушек, выбросился на берег и погиб вместе с командой, 17 членов экипажа были спасены. Позже с него были сняты вещи и часть такелажа, но было оставлено несколько орудий большого калибра, из прежнего его вооружения. Таким образом он превратился в укрепление на расстоянии 40 сажень от берега и защищал подступы к городу со стороны п. Саки.
Французский паровой корвет в 300 сил «Плутон» (The Fultan) — выброшен на берег и разбит в щепки, экипаж частично спасен. С него так же были сняты по возможности вещи и часть такелажа.
Турецкий линейный корабль «Пеики-Мессерет» (Peiri Mes’seret) — 90 пушечный, двухпалубный, пошел ко дну со всем что было на его борту.
В полночь турецкий адмиральский корабль, дрейфуемый с четырех якорей, принимает геройские меры: рубит свои мачты, сбрасывает их в море и тем спасается от гибели .
Еще один турецкий корабль (имя неизвестно) получив сильные повреждения был выброшен на берег близ Евпатории и лишился мачт, но не потерпел крушения.
Английское, ее величества судно Cyclops едва избежало полного разрушения.
Следует отметить что особенностью евпаторийского
песчаного берега является его мягкость и рыхлость и полное отсутствие
камней. Поэтому многие суда просто выбрасывало на мелководье, и они застревали
в песке. Такое судно возможно было впоследствии стянуть с мели и
отремонтировать. Только те суда что были опрокинуты на борт или перевернуты —
разламывались волнами. В дальнейшем к разбитым кораблям и к тем что
не удавалось снять с мели были построены временные мосты с которых
велась их разгрузка и спасение имущества которое еще можно было использовать в
дальнейшем.
Корабли, которые выбросило на берег в непосредственной близости от Евпатории
были в определенной степени защищены ее орудиями и гарнизоном. Ведь к
западу от них находился город а с севера их защищало Гнилое озеро
(Сасык) . А вот те суда, которые шторм унес довольно далеко — были в
опасности. . .
Во время бури генерал–лейтенант Корф предпринял
рекогносцировку Евпатории, пользуясь тем, что сильный ветер заставил
неприятельские суда отойти от берега, а также предполагая, что внимание
гарнизона было обращено по преимуществу на падание помощи погибавшим судам. С этою
целью генерал Корф назначил 22 эскадрон улан, три сотни казаков и 16 орудий.
Войска эти расположились следующим порядком: в середине артиллерия, правее её
шесть эскадронов уланского его высочества эрцгерцога Австрийского Леопольда
полка подивизионно, уступами слева, а левее артиллерии шесть эскадронов
Новомиргородского уланского полка подивизионно, уступами справа. Четыре
эскадрона уланского Ея Императорского Высочества Великой Княгини Екатерины
Михайловны полка, построенные подивизионно, уступами слева, примыкали левым
флангом к Гнилому озеру (Сасык). Два эскадрона Новоархангельского уланского
полка были расположены между морем и с. Отар – Байнак (Уютное), а четыре
эскадрона того же полка впереди и влево этой деревни.
Первое судно было замечено в районе д. Аирчи (село
Витино).
Заметив 3 (5) ноября, что почти у самого берега опрокинуло на бок волнами
одно большое купеческое судно, на котором находилось до 60-ти
человек, командир второго дивизиона уланского Ея Императорскаго Высочества
Великой Княгини Екатерины Михайловны полка, майор Жолынский, взял нескольких
казаков и взвод улан, и отправился к этому судну, чтобы оказать, по
возможности, помощь погибающим. Но как только команда наша стала приближаться,
по ней был открыт огонь из нескольких орудий и майор Жолынский был сильно
контужен в голову гранатою. Команда же, которая в это время была рассыпана,
немедленно отступила из-под выстрелов.
Второе судно Верстах в четырех южнее первого судна была усмотрена севшая
на мель итальянская купеческая шхуна с товарами и 12-ю членами экипажа.
Капитан шхуны, его жена и 10 матросов без сопротивления отдались в руки нашим
уланам и казакам, которыми они были спасены с большими затруднениями.
Третье неприятельское судно село на мель в верстах в трех южнее д. Конрата (Молочное),
не далее 70 саженей от берега. Командир уланского его императорского
высочества эрц-герцога Австрийского Леопольда полка, генерал-майор
Терпилевский, получив об этом донесение, взял находившийся в с. Айсабай
взвод конно-легкой № 19-го батареи и, под прикрытием взвода своего полка,
немедленно прибыл к берегу. Оказалось, что это было купеческое судно с
товарами, но без экипажа, который вероятно прежде успел спастись. Двукратная
попытка наших улан овладеть грузом не имела успеха. Сильное волнение не давало
возможности достигнуть судна, ни верховым, ни пешим, и сбивало с ног людей и
лошадей.
Так как уже не оставалось никакой надежды спасти груз, то решено было
уничтожить судно гранатами. Взвод конно-легкой № 19-го батареи открыл огонь и,
после нескольких выстрелов, судно загорелось и горело с утра до поздней
ночи.
Четвертое судно было обнаружено того же числа утром 3 (5) ноября. Командир
Новоархангельского уланского полка, полковник Рославлев, получил донесение, что
в полуверсте восточнее д. Аирчи (Витино) прибило на 200 сажень к берегу
большое транспортное судно. Полковник Рославлев направил в указанное место
взводы конно-легкой № 19-го батареи, расположенной в с. Айсабай,
конно-легкой № 20-го батареи, бывшей на аванпостах впереди аула Джайлав, и взвод
улан своего полка, бывший в главном карауле; взвод конно-легкой № 19-го
батареи, по окончании дела с судном погибшим у д. Конрата ( Молочное ) , прибыл
по назначению в час пополудни. Судно было под английским флагом и с
пассажирами. По прибытии артиллерии, с нашей стороны был поднят белый флаг. По
этому флагу на судне был опущен английский флаг и поднят также белый; но
шлюпки, бывшие до того времени на воде, были подняты к борту.
Тогда было пущено из наших орудий два выстрела мимо борта. Так как в течении
получаса на наш сигнал не было дано ответа, то было пущено вновь два
выстрела, из которых один попал в корпус судна. После этих последних выстрелов
шлюпки были спущены, и экипаж, состоявший из капитана, двух его помощников и
28-ми английских матросов, вместе с 7-ю турецкими кавалеристами,
вышел на берег.
Капитан судна показал, что это был английский купеческий фрегат «Culloden», в
726 тонн, с 4-мя пушками, нанятый английским правительством для перевозки войск
и военных припасов. Фрегат был на якоре на расстоянии от берега около 500 (10668 м.) саженей. Кроме
того, Капитан объявил, что на судне находится более 700 пудов пороху, до 30-ти
тысяч ядер, 32 арабских лошади, назначенных для штаба турецких войск в Крыму, и
годовая пропорция провизии для корабля, а также, что там осталось еще 25
человек турецких кавалеристов; на требование перевести сих последних на берег,
Капитан решительно отказался, ссылаясь на волнение и говоря, что для спасения
турок он не решиться рисковать жизнью своих матросов.
В отправке пленных и их вещей прошло около часа времени, а между тем было
замечено, что на наши выстрелы большой неприятельский пароход понесся на всех
парах по направлению к «Culloden»; поэтому, чтобы не дать возможности
неприятелю увести с собою это судно, командир 2-й бригады, свиты Его Величества
генерал-майор князь Радзивил, приказал потопить судно выстрелами бывших на
берегу 4-х орудий нашей конной артиллерии. Канонада продолжалась около часу и,
несмотря на дальность расстояния, артиллерия наша три раза зажигала «Culloden»,
но сильным прибоем волн пожар был прекращаем; наконец, когда подводная часть
судна была значительно повреждена, судно село на мель. После этого, в 5 часов
вечера, войска разошлись по своим местам.
На другой день генерал-лейтенант Корф, взял 6 единорогов конно-легких № 19-го и
20-го батарей, под прикрытием взвода от Новомиргородского уланского полка и
взвода охотников из казаков Донскаго № 61-го (Жирова) полка, умевших хорошо
плавать и управлять веслами, отправился к потопленному фрегату для спасения
оставшихся на нём турок. Несмотря на чрезвычайную силу волн, казаки неустрашимо
сели на две шлюпки, прибывших накануне с фрегата, и с большими затруднениями
достигли судна и перевезли оставшихся там 25 человек турок, из которых один, во
время бывшей накануне канонады, был ранен осколком гранаты в ногу. Находившихся
на судне запасов не было возможности перевезти на берег, потому что они
находились уже под водою. Транспорт этот 5 (7) ноября, был сожжен казаками. в
версте южнее д. Аирчи ( Витино ).
Как мы видим из вышесказанного , корабли , если терпели крушение возле Евпатории , были либо спасены, либо по возможности спасен их груз. Корабли же которые относило подальше от города, а также их груз — уничтожались нашими разъездами.
Также в письменных источниках указывается , что вскоре после этих событий на косе (пересыпи) озера Кызыл Яр был построен редут и вооружен 4-мя орудиями.
А теперь я расскажу непосредственно об обнаружении и местонахождении кораблей вблизи Евпатории и предметах там найденных. Возможно эти вещи помогут идентифицировать то или иное судно. Повторюсь. Данные представленные здесь собраны не профессионалами. Они фиксировались во время ловли крабов, рапанов и мидий, а также прогулок по берегу моря после сильных штормов. Все находки имеют случайный характер, и можно только догадываться что находится там… глубоко в песке. Все корабли находятся на удалении 50 – 150 метров от берега, на глубине от 3 до 8 метров. Останки кораблей почти полностью ушли в песок. И только изредка, раз в несколько лет, меняющийся рельеф морского дна обнажает их достаточно сильно.
Первое судно лежит в районе «Конского пляжа» .
Кормой на восток, носом на запад. Материал судна: дуб, сосна. Балласт состоит
из гальки. Деревянный набор судна крепился с помощью железных гвоздей.
Остатки бронзовой обшивки встречаются фрагментарно. Клейм на обшивке не
обнаружено. Были найдены ядра и картечь, а также чугунная бомба. Видимо
это одно из купеческих суден.
Второе судно находится не далеко от первого, к востоку от него. Крепеж
– квадратно литые бронзовые гвозди. Листы бронзовой обшивки имеют клеймо:
MUNTES PATENT 6 22 6. Из материала преобладает дуб.
Один из листов обшивки имел клеймо VIVIANS & SONS . LONDON.
Судно лежит кормой к берегу, носом в море.
Третье судно находится в районе бывшей нефтебазы.
Каркас – дуб, сосна. Бронзовые костыли, медные гвозди. Попадаются железные
гвозди. Листы обшивки имеют клейма: MUNTES PATENT 6 22 6. Найдены три фрагмента
фарфоровой посуды, на двух из них изображено судно с парусами и дымовой трубой.
На одном из фрагментов читается надпись
PHILADELFIA, на другом… OF FRANCE STEAM NO… Третий фрагмент имеет
растительный орнамент а снизу видна часть клейма:
изображен кортик и надпись LONDON BUR… Обнаружено
скопление ядер крупного калибра. В кормовой части находится крупный
железный прямоугольный бак. Возможно это и есть один из пароходофрегатов
или паровая винтовая шхуна.
Четвертое судно лежит в районе летнего кафе
«Лето». Материал – дуб, сосна и железные конструкции. На одном из костылей
остатки клейма: MUNTES PATENT. Попадаются квадратно литые бронзовые
гвозди. Под листами обшивки обнаружены бронзовые гвозди без шляпок, что говорит
о том что судно ремонтировалось и ему была заменена обшивка.
Клейма на обшивке MUNTES PATENT 15 18 15. Встречается свинцовая обшивка,
вероятно от порохового погреба.
Пятое судно лежит возле моста № 1 Нового пляжа. Каркас судна в хорошем состоянии. Материал: сосна, дуб, но была найдена балка красного дерева. Наблюдаются следы сильного пожара, попадаются оплавленные гвозди и обшивка, оплавленные английские бутылки, все покрывает слой гари. Обнаружена английская бронзовая пряжка 93 полка и пуговицы № 93. В носовой части скопление ядер. Обшивка имеет клеймо MUNTES PATENT 6 24 6. Обнаружены железные квадратные цистерны с крышками стоящие в два ряда. Крышки двойные, каждая большая крышка в центре имеет малую, предназначенную видимо для отбора проб. На крышках встречается три вида надписей: T & W BRUNTON MAKERS; EIKLER & SMITH MAKERS LONDON; JOSHUA HORTON BRIERLEY HILL. Это наименования фирм занимавшихся в то время в Англии производством цистерн и паровых котлов. Встречаются большие куски угля. Найдены так же железные гвозди и костыли, свинцовая труба и фрагменты свинцовой обшивки. Попадаются бочки заполненные костями животных. В конгломератах обнаружены зерна пшеницы. Вероятно это и есть французский паровой корвет «Плутон» (The Fultan).
В районе железнодорожного переезда на новом пляже находятся сразу два корабля:
Шестое судно имеет в виде балласта крупные
речные камни округлой формы. Костыли как большие так и малые имеют
клейма MUNTES PATENT BIRMINGHAM. Найдены английские бутылки.
Бронзовая обшивка бортов снабжена клеймом NK & Co
LIVERPOOL . Недалеко от него находится …
Седьмое судно. В верхней части его корпуса были использованы
Г — образные железные конструкции. Найдены бронзовые костыли. Борта
обшиты листами бронзы. Обнаружена свинцовая труба. В качестве балласта
использовался камень гранит.
Восьмое судно находится возле бывшего причала «Сольпрома», также недалеко от предыдущих двух. Конструкции судна – размеры балок и костылей поражают своими размерами. Использованы только медные гвозди и костыли. Обшивка медная. Гвозди кованные квадратные в сечении , имеют клейма «2 якоря» и остатки какой-то надписи. В качестве балласта использованы кирпичи. Найдены: Серебряная чарка с драконом. Пуговица – 10 полк линейной пехоты Франции. Бронзовая французская этикетка от консервов – «Сардины». Бутылка с надписью NANTES. Две деревянные колотушки с клеймом V R . Деревянная табличка с надписью (хранится в музее Шереметьевых). Фрагменты свинцовой обшивка. Железный, прямоугольной формы бак. На судне наблюдаются следы пожара. Вероятно это и есть французский линейный 100 пушечный корабль «Генрих IV» (Henri IV).
Можно еще добавить что предположительно еще одно судно
может находиться
в районе въезда в город, где установлена бетонная композиция:
надпись Евпатория и мальчик сидящий на дельфине. Иногда после сильных штормов
там тоже на берег выбрасывает доски сильно поеденные морским червем и фрагменты
бронзовой обшивки бортов.
Также, в районе «Нового пляжа», советское госпитальное судно, обстрелянное фашистами при захвате Крыма и выбросившееся на берег, предположительно лежит на корабле затонувшем во время Крымской войны. Там неоднократно были найдены ядра.